Полеты на парапланах — очень интересный вид спорта, но, к сожалению, даже в самом простом полете может появиться элемент риска. Купол параплана, при правильной работе с ним, способен поднять вас под облака. Но, в случае ваших ошибок, он может «взбунтоваться». Если под действием сильного ветра купол параплана превращается в парус и начинает тащить пилота по склону, то никакая сила не в состоянии его остановить. В этом случае единственное, что можно и нужно сделать — немедленно уложить купол на землю. То есть «погасить» его. Запомните и обязательно отработайте практически приведенный ниже порядок действий пилота в том случае, если его купол выходит из-под контроля.
С тех пор, как парапланеристы освоили полеты на больших высотах, спасательный парашют стал неотъемлемой частью экипировки любого пилота. В длительном маршрутном полете может случиться всякое. В том числе, к сожалению, нельзя исключить возникновение ситуаций, когда основной купол параплана окажется не в состоянии мягко опустить вас на землю. Тогда на помощь приходит спасательная система. Требования, предъявляемые к спас системе достаточно просты: она должна максимально надежно и быстро раскрываться и обеспечить пилоту приемлемую скорость встречи с землей.
Когда Адер во Франции и Максим в Англии занимались своими аэропланами с паровыми двигателями, в пригороде Берлина Штеглице сорокалетний преуспевающий инженер Отто Лилиенталь вдруг занялся, по мнению соседей, малопочтенным, если не сказать вздорным, делом. Из ивовых прутьев и бамбука он смастерил себе большие крылья на манер птичьих и пытался на них летать.
Попадание параплана в зону подгорного ротора может привести к сильным сложениям купола и потере контроля над ним со стороны пилота. Следует иметь в виду, что спасательный парашют в зоне ротора может оказаться бесполезен. Для того чтобы парашют смог подхватить вас, он должен «опереться» на воздух. А сделать это ему будет весьма затруднительно, так как воздух в роторе будет «падать» вместе с вами почти до земли.
Признаки, по которым в полете можно определить направление ветра, делятся на прямые и косвенные. Прямые признаки непосредственно указывают на скорость и направление приземного ветра. По косвенным признакам можно лишь с некоторой вероятностью предположить о том, что ветер у земли дует в ту или иную сторону.