Стропы параплана не только «связывают» купол с пилотом, но и участвуют в создании его формы. Для повышения жесткости крыла к нему следует подвести возможно большее число строп. Но увеличение числа строп ведет к увеличению массы параплана и его аэродинамического сопротивления. Уменьшение числа строп достигается за счет их разветвления по мере приближения от свободных концов к куполу. Очевидно, что нагрузка на одну стропу после разветвления уменьшается. Следовательно, диаметры строп верхних ярусов тоже можно уменьшить без потери прочности (смотри рис. 1).
На первых парапланах свободные концы повторяли парашютную технику. От карабинов крепления подвесной системы наверх поднималось по две лямки: передняя и задняя. К передним лямкам крепились стропы, идущие к передней части купола. К задним — остальные стропы и стропы управления. Со временем, по мере развития парапланерной техники, появилось множество иных, более сложных конструкций. Мы рассмотрим лишь одну из них (смотри рис. 55).
Безопасность определяет абсолютный минимально приемлемый уровень прочности строп. На данный момент этот уровень по классификации DHV или CEN устанавливается следующим образом: крыло должно выдерживать длительные и кратковременные нагрузки, равные 6 G (т.е. шестикратно увеличенный вес пилота). На практике же это означает, что конструкторы закладывают прочность каждого каскада строп в 20 G в целях обеспечения безопасности с учетом потери прочности на свободных концах, в местах крепления строп, в результате истирания и иного износа, а также с учетом особенностей тестирования под нагрузкой по методике DHV (раскрытый купол привязывается к машине, и машина едет по дороге, на пути которой возможны и ухабы, и порывы ветра).
Параплан — это сверхлегкий летательный аппарат (СЛА), созданный на базе семейства двухоболочковых планирующих парашютов. Иногда приходится слышать, как некоторые люди называют параплан парашютом. Но это не совсем правильно. Принципиальное отличие параплана от парашюта заключается в его предназначении.
Прародителями всех парапланов были обычные прыжковые парашюты-крылья, но современные парапланы настолько далеко ушли от них, что парапланерные купола сохранили от парашютной техники, пожалуй, только название. Фактически, это крылья. И выполняют они те же функции, что и крылья самолета или планера. Но крылья эти мягкие, в них нет ни одного жесткого элемента. Крыло параплана собирается из полотнищ ткани, формирующих верхнюю и нижнюю поверхности. Между ними вшиваются нервюры, определяющие форму профиля. Различают силовые, промежуточные и косые нервюры. Стропы крепятся к силовым нервюрам.