Безопасность

Полеты на парапланах — очень интересный вид спорта, но, к сожалению, даже в самом простом полете может появиться элемент риска. Купол параплана, при правильной работе с ним, способен поднять вас под облака. Но, в случае ваших ошибок, он может «взбунтоваться». Если под действием сильного ветра купол параплана превращается в парус и начинает тащить пилота по склону, то никакая сила не в состоянии его остановить. В этом случае единственное, что можно и нужно сделать — немедленно уложить купол на землю. То есть «погасить» его. Запомните и обязательно отработайте практически приведенный ниже порядок действий пилота в том случае, если его купол выходит из-под контроля.

  • Энергично зажмите обе клеванты и, сделав 3-4 шага в сторону купола, снимите натяжение со строп. При необходимости намотайте стропы управления на кисти рук.
  • Если купол не гаснет или вы оказываетесь сбиты с ног порывом ветра, обоими руками подтягивайте к себе купол за ОДНУ (любую) стропу управления.
  • Если клеванты «потерялись» (запутались или оборвались), подтягивайте к себе купол параплана за ОДНУ (любую) стропу, пока он не погаснет.
  • После того как купол погаснет, не следует преждевременно отпускать клеванты и стропы, чтобы отпущенный «на свободу» купол не наполнился воздухом и не потащил бы вас снова.

Если рядом с вами чей-либо купол понесло ветром, то вы можете существенно помочь попавшему в беду пилоту. Однако помните: вы должны избегать попадание в стропы параплана, который хотите остановить.

  • Если вы находитесь за куполом параплана, то должны, стоя на месте, дать куполу обвиться вокруг вас. При этом парусные свойства купола исчезнут и он перестанет тащить пилота.
  • Если вы находитесь перед куполом параплана, то должны быстро захватить ОДНУ стропу (желательно стропу управления), обмотать ее на 1-2 оборота вокруг кисти руки и, стоя на месте, удерживать купол от дальнейшего движения по ветру. Захватывать стропу следует возможно ближе к куполу.
  • Не имеет смысла пытаться останавливать пилота, хватаясь за него самого.

При скорости ветра свыше 5 м/с стоящий «парусом» купол параплана в состоянии потащить по склону и пилота, и самого помощника.

Теперь о падениях. Иногда задают вопрос, можно ли научиться летать не падая. Теоретически, это конечно возможно, но на практике — нет, и впечатления от прекрасно выполненного полета могут быть безнадежно испорчены грубой посадкой. Поэтому, для того чтобы не попасть в беду, еще до первого полета необходимо научиться правильно падать. Вы должны овладеть техникой парашютных приземлений перекатом.

Суть ее проста. Первый удар о землю принимают ноги. В момент удара они должны быть плотно сжаты в коленях и щиколотках и немного согнуты. Ту часть энергии удара, которую ноги погасить не смогут, следует перевести во вращение, уйдя, при необходимости, на кувырок. Необходимо иметь в виду, что парашютный кувырок отличается от гимнастического. В гимнастике удар о землю частично смягчается руками. В нашем случае выставлять руки категорически нельзя. Если удар о землю настолько силен, что ноги не смогли его погасить, то выставленная в сторону земли рука будет сломана.

КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ ПЫТАТЬСЯ СМЯГЧИТЬ УДАР О ЗЕМЛЮ РУКАМИ!

На приведенных ниже рисунках показана последовательность выполнения приземления перекатом.

84.jpg

Рис. 84. Исходное положение перед прыжком.
85.jpg

Рис. 85. Ноги в момент приземления должны быть плотно
сжаты в коленях и щиколотках и слегка согнуты.

86.jpg

Рис. 86. Группировка.

87.jpg

Рис. 87. Начало кувырка.

88.jpg

Рис. 88. Перекат через спину.
89.jpg

Рис. 89. ОШИБКА!!! ПРИЗЕМЛЯТЬСЯ НА
РАССТАВЛЕННЫЕ НОГИ ОПАСНО!!!

ПОМНИТЕ: ПРИЗЕМЛЯТЬСЯ НА НЕСЖАТЫЕ НОГИ ОПАСНО!

Плотно сжатые в коленях и щиколотках ноги могут выдержать при ударе о землю существенно большую нагрузку, чем несжатые. Если ноги не сжаты и одна из ступней при приземлении попадает на какую-нибудь кочку или в рытвину, то она с очень большой вероятностью может быть вывихнута или сломана.

Чтобы избежать этой ошибки, рекомендуется на занятиях следующее упражнение — нужно зажать между коленями и щиколотками по кусочку картона или плотной бумаги и научиться выполнять кувырок таким образом, чтобы ноги не разжимались и картон не падал на землю.

Для того чтобы в аварийной ситуации курсанты могли сработать нормально, они должны научиться легко и уверенно прыгать с высоты 1-1.5 м. На первый взгляд, эта задача может показаться слишком трудной. Начнем с более простых упражнений.

Прежде всего, необходимо научиться правильно группироваться. Курсант садится на корточки, сжимается в максимально плотный комок и заваливается на бок так, чтобы получился кувырок через плечо и спину, как это показано на рисунках.

90.jpg

Рис. 90. Исходное положение перед кувырком.
91.jpg

Рис. 91. Перекат через спину.

Посмотрите на наиболее часто встречающиеся ошибки. Если перед началом кувырка пилот не сворачивается шариком (т.е. не прижимает туловище и голову к коленям), то при попытке выполнения упражнения кувырок не получится. Вместо него произойдет достаточно чувствительный удар плечом или головой о землю.

92.jpg

Рис. 92. ОШИБКА!!! Перед кувырком
пилот не свернулся шариком.
93.jpg

Рис. 93. ОШИБКА!!! Вместо мягкого переката через
спину получается жесткий удар плечом о землю.

Второй типовой ошибкой является попытка смягчить удар о землю руками. Эта ошибка встречается настолько часто, что необходимо еще раз напомнить: если удар настолько силен, что две ноги не смогли его принять и погасить, то выставленная к земле рука будет сломана.

У РУК ОДНА ЗАДАЧА — СПРЯТАТЬСЯ.

94.jpg

95.jpg

Рис. 94, 95. ОШИБКА!!! НА РУКИ ПРИЗЕМЛЯТЬСЯ НЕЛЬЗЯ!!!

После того как группировка будет освоена, переходим к следующей задаче. Курсант встает в свободную стойку и, медленно присев, заваливается на бок, уйдя в кувырок. Скорость тут не важна. Важно, чтобы приседание, группировка и выполнение кувырка проходили в одно движение, без задержек и ускорений. После того как вход в группировку будет освоен, можно начинать постепенно увеличивать скорость встречи с землей. Сначала можно подпрыгнуть вертикально вверх на 10-15 см. Затем выполнить кувырок из прыжка вверх и вперед. И, наконец, уверенно переходить к прыжкам с небольшой высоты. Теперь они уже не будут казаться трудновыполнимыми.

НЕ ОГРАНИЧИВАЙТЕСЬ РАЗОВОЙ ОТРАБОТКОЙ УПРАЖНЕНИЯ!

Для того чтобы в аварийной ситуации курсант сработал как надо, необходимо, чтобы группировку в падении курсант выполнял автоматически, не думая, на уровне подсознания, на уровне рефлекса. Для этого необходимо не ограничиваться разовой отработкой упражнения, а проводить тренажи перед началом каждого летного дня. Тренироваться в объеме предпрыжковой подготовки по программам ВДВ не обязательно, но кувыркнуться всем (включая инструкторский состав) хотя бы по 2-3 раза очень полезно. Должен заметить, что это не занимает много времени. На предполетный тренаж нормально подготовленной летной группы в составе 5-10 чел требуется не более 5-7 мин.

Источник статьи: http://firstep.ru/kulp/theory/lection-03-10.php

+7(499)553-04-33
Консультации по выбору парапланов