1. Главная
  2. Блог
  3. Безопасность
  4. "Сдувание" парящего в ДВП аппарата за гору при усилении ветра

"Сдувание" парящего в ДВП аппарата за гору при усилении ветра

Попадание параплана в зону подгорного ротора может привести к сильным сложениям купола и потере контроля над ним со стороны пилота. Следует иметь в виду, что спасательный парашют в зоне ротора может оказаться бесполезен. Для того чтобы парашют смог подхватить вас, он должен «опереться» на воздух. А сделать это ему будет весьма затруднительно, так как воздух в роторе будет «падать» вместе с вами почти до земли.

Сдувание за гору обычно происходит с теми, кто не следит в полете за изменениями ветра. А между тем ветер никогда не усиливается «вдруг». Усиление ветра происходит постепенно. Оно может быть легко определено пилотом по уменьшению скорости полета относительно земли.

Известно, например, что в утренние часы ветер имеет тенденцию к усилению. Если рано утром сразу после взлета ваш аппарат резво летал у горы, а спустя 1-1.5 часа парения вы заметили, что он стал еле ползать, то не стоит дожидаться того момента когда параплан сначала совсем встанет, а затем полетит хвостом вперед в зону ротора.

Пилоту следует, не дожидаясь возникновения аварийной ситуации, заблаговременно выйти из зоны парения и приземлиться. Следует также помнить об ускорении воздушного потока над вершиной и, при полетах в сильный ветер, держаться от нее подальше.

Если вас все же начало сносить за гору, необходимо:

  • установить аппарат против ветра и, набрав максимальную скорость, постараться уйти от горы и совершить посадку в долине;
  • если уйти от горы не удается, попытаться облететь гору сбоку;
  • ЗАПРЕЩАЕТСЯ пытаться перелететь над подгорным ротором, если высота аппарата над вершиной меньше превышения вершины над долиной. При выполнении полета над горным хребтом, который невозможно облететь сбоку, следует набрать максимально возможную высоту и попытаться пройти над ротором. При пролете зоны ротора необходимо быть готовым к попаданию в сильные нисходящие потоки, сложениям крыла и возможному возникновению необходимости применения спасательного парашюта;
  • для уменьшения эффекта «выдувания» аппарата в ДВП на большую высоту, где скорость ветра может увеличиться, «сложить уши»;
  • постараться совершить посадку в долине. В случае посадки на склон или вершину немедленно погасить купол и принять меры по самостраховке.

Для набора максимальной скорости пилоту следует:

  • поднять клеванты в верхнее положение и принять обтекаемое (горизонтальное) положение в подвесной системе;
  • если параплан оснащен триммерами и акселератором, отпустить триммеры и выжать акселератор.

ВНИМАНИЕ
При полете с отпущенными триммерами и выжатым акселератором резко увеличивается вероятность сложения передней кромки купола.

При посадке на склон или вершину холма в предельно сильный ветер ваша главная задача — немедленно «погасить» купол, чтобы он не наполнился воздухом и не потащил бы вас по склону.

На современных парапланах стропы 1-го и 2-го рядов разнесены по разным свободным концам. В этом случае необходимо:

  • непосредственно перед приземлением (на высоте 1-2 м) взяться за кольца свободных концов 1-го ряда строп;
  • в момент касания земли энергичным рывком за свободные концы 1-го ряда строп сложить переднюю кромку купола и сразу же отпустить свободные концы;
  • БЫСТРО развернуться лицом к куполу, зажать клеванты и намотать несколько витков строп управления на кисти рук;

ВНИМАНИЕ
Время, отводимое на выполнение этой операции, составляет не более 1-1.5 сек, так как если не успеть быстро погасить купол, то после падения на землю он вновь наполнится воздухом и потащит вас по склону.

  • подбежать к куполу, полностью уложить крыло на землю и встать с его подветренной стороны.

На парапланах старых конструкций стропы первого и второго рядов часто сводились на один свободный конец. В этом случае аккуратно сложить переднюю кромку купола не представляется возможным. Пилоту следует:

  • сразу же после касания земли БЫСТРО развернуться лицом к куполу и энергично зажать клеванты или свободные концы 4-го ряда строп на глубину полностью вытянутых рук. Если затянуть клеванты недостаточно быстро и глубоко, то аппарат может взмыть вверх на 2-3 метра. Поэтому в сильный ветер эффективнее гасить купол не клевантами, а свободными концами 4-го ряда строп. При одинаковой глубине зажатия под действием свободных концов купол упадет на землю существенно быстрее;
  • подбежать к куполу, полностью уложить крыло на землю и встать с его подветренной стороны. В случае, если вы не забежали за купол, то после приземления следует продолжать удерживать клеванты или свободные концы 4-го ряда зажатыми, для того чтобы купол не наполнился воздухом и не потащил бы вас по склону.

Если после приземления вы оказались сбиты с ног и купол потащил вас по ветру, то:

  • не пытаясь подняться на ноги, полностью зажмите обе клеванты;
  • если купол не гаснет, подтягивайте его к себе за ОДНУ (любую) стропу управления;
  • если клеванты «потерялись» (оборвались, запутались), подтягивайте к себе купол за ОДНУ стропу до тех пор, пока он не ляжет на землю. По возможности следует захватывать стропу из числа тех, которые лежат на земле или находятся к ней возможно ближе.

Источник статьи: http://firstep.ru/kulp/theory/lection-05-06.php

+7(499)553-04-33
Консультации по выбору парапланов