Задача
Пусть нам говорится, что честный налет крыла составляет 50 часов (1). Пусть уточняется, что крыло "на лебедке не тягалось"(2) и "в море на СИВах не купалось«(3). Пусть в сказанном нет ни слова лукавства. Требуется оценить реальный износ параплана. Если летать аккуратно, если не мочить крыло и не таскать его злостным образом по камням да кустам, то, помимо собственно налета, остаются два основных фактора, влияющих на износ техники:- Число дерганий купола на старте, связанное с хоть и небольшим, но все же протаскиванием крыла по земле;
- Солнечный ультрафиолет, который жжет крыло не только в полете, но и на земле, когда оно готовится к старту или еще не спрятано в рюкзак после приземления.
- Продолжительные парящие полеты;
- Учебные прыги с небольшого пригорка высотой 20-30-40 м.
Продолжительные парящие полеты
Пилот поднимается на старт в правильную погоду. Неторопливо развертывается и улетает. Налетавшись, пилот приземляется, складывает снаряжение в рюкзак и ... Ну в общем «на сегодня» полеты завершены. ;-) Теперь прикинем, как все происходит с часами и карандашом в руках. Число стартов в хороший летный день у хорошего пилота составит несколько штук: 1-2, может быть 3, если пилоту не повезло выпарить с первого взлета. Подготовка к взлету займет порядка 15 мин. Неторопливая укладка крыла в рюкзак после приземления примерно столько же. Плюс сам полет продолжительностью 1-2-3-4 часа. Подводя итог, к концу дня имеем: налет 2-3 часа; стартов 1-2 шт; крыло на солнце считаем 2,5-3,5 часа. Приводя к 1 часу воздушного налета, получается максимум 1,5 часа пребывания на солнце и 1-2 дерганья крыла на старте. Учебные прыги в тихую погоду с горки высотой 30 м За день выполняется порядка 20-25 полетов с продолжительностью по 30-50 сек каждый. Крыло при этом находится на солнце не меньше 5-6 часов (полеты, подъем на горку, ожидание старта). За день получается 10-20 мин воздушного налета, 20-25 стартов и не меньше 5-6 часов крыла на солнце. Приводя названные выше цифры к 1 часу реального налета, при учебных прыгах у нас получится не менее 100 дерганий аппарата на стартах и порядка 25-30 часов жарки крыла на солнцепеке.Резюме
Изнашивающие нагрузки на крыло в зависимости от стиля летания могут различаться даже не в разы, а в десятки раз. Объективно оценить состояние крыла лишь по заявленному продавцом общему налету не представляется возможным. Для полноценной проверки параплана необходимы внимательный осмотр и контрольный облет аппарата.
В. Тюшин
Парапланерный клуб
Летная школа «Первый шаг»