1. Главная
  2. Блог
  3. Конструкция параплана
  4. Свободные концы параплана

Свободные концы параплана

На первых парапланах свободные концы повторяли парашютную технику. От карабинов крепления подвесной системы наверх поднималось по две лямки: передняя и задняя. К передним лямкам крепились стропы, идущие к передней части купола. К задним — остальные стропы и стропы управления. Со временем, по мере развития парапланерной техники, появилось множество иных, более сложных конструкций. Мы рассмотрим лишь одну из них (смотри рис. 55).

На изображении представлены свободные концы, которые применялись в начале 2000-х годов. Современные схемы свободных концов для параплана предусматривают трехрядное строение даже для учебных крыльев, а для спортивных — двухрядное, что усложняет работу с крылом, но увеличивает летные характеристики до уровня дельтапланов!

конструкция свободных концов

Рис. 55. Пример конструкции свободных концов.
1 — несущие стропы. 2 — стропа управления. 3 — карабины крепления строп.
4 — шарнирное крепление строп C ряда. 5 — Клеванта. 6 — крепление клеванты к D ряду.
7 — акселератор. 8 — триммер. 9 — Карабин подцепки подвесной системы.
10 — Стремя для управления акселератором.

Свободные концы изготавливаются из прочных капроновых лент. Они рассчитываются на перегрузку в 8g. При этом максимально допустимая нагрузка на них не должна быть менее 600 кг. При осмотре свободных концов необходимо проверить:

  1. целостность силовых ремней и швов (в случае обнаружения разрушения силовых ремней, свободные концы необходимо заменить);
  2. затяжку резьбовых соединений карабинов крепления строп;
  3. состояние «липучек» крепления клевант на свободных концах и клевантах.

Благодаря своей высокой прочности, свободные концы не требуют ремонта за исключением работ по замене «липучек», крепящих клеванты. Работоспособность липучек проверяется очень просто. Клеванты, прикрепленные к свободным концам, не должны отрываться от них при легком встряхивании. При интенсивной эксплуатации параплана в учебных целях липучки обычно меняются раз в два-три месяца. Для того чтобы карабины крепления строп не развинчивались сами собой можно, перед их закрытием, капнуть на резьбу каплю мягкого резинового клея. Однако здесь важно не перестараться. Если налить клея слишком много, то карабины потом могут и не раскрыться...

Речь идет о старых конструкциях свободных концов для параплана, когда для крепление ручек управления (клевант), применялись липучки. Современные свободные концы содержат либо магниты, либо кнопки, которые жестко фиксируют клеванту на свободном конце. Это необходимо во время укладки параплана, чтобы стропы не путались. В общем, сделано это в первую очередь для удобства. Что касается поломки этих элементов, то это уже не такая проблема, так как случается это крайне редко.

Берегите карабины от ржавчины. Ржавчина не столько уменьшает прочность карабинов, сколько делает их поверхность шершавой. А это ведет быстрому износу трущихся об нее защитных оплеток строп. Схемы некоторых конструкций карабинов показаны на рис. 56.

Примеры карабинов-коннектеров строп

Рис. 56. Примеры карабинов-коннектеров строп.

На изображении представлены довольно старые способы крепления строп к свободным концам. Большая честь парапланов имеет стальные нержавеющие мольи треугольной формы. Такие элементы крепления не способны заржаветь, исключение составляет тот случай, при котором крыло хранится в неподобающих условиях, что приведет к выхожу из строя всего аппарата. Кроме металлических коннекторов сейчас набирают популярность мягкие виды крепления строп (софтлинки), такое приспособление значительно легче и при этом не уступает в прочности соединения. Часто применяется на облегченных версиях парапланов, где производители пытаются сократить каждый грамм.

Источник статьи: http://firstep.ru/kulp/theory/lection-02-03.php
Комментарии оставил Передереев Виталий (директор магазина ParaDrive).

+7(499)553-04-33
Консультации по выбору парапланов