1. Главная
  2. Блог
  3. Библиотека
  4. Три подхода к обучению полетам

Три подхода к обучению полетам

Время от времени в клубах СЛА возникают дискуссии о методиках обучения полетам. Обсуждаются техники отработки отдельных упражнений, способы обеспечения безопасности полетов. Но это все частности. Предлагается взглянуть на систему обучения начинающих пилотов в целом. А точнее на методологию подхода к построению учебных программ и организации учебного процесса.

Армейский подход

Отличительной особенностью армейской учебы является ощутимо большая заинтересованность в результатах обучения у «учителей-командиров», чем у их «бойцов-учеников». Наиболее яркое подтверждение этому — хорошо известная поговорка: «солдат спит — служба идет». Но командирам, тем не менее, своих «спящих» бойцов обучить нужно. Причем обучить нужно хорошо: чтобы они и задачу боевую смогли выполнить, и сами бы при этом по возможности не поубивались.

Единственное чем можно компенсировать отсутствие у обучаемых бойцов интереса к учебе — это властными полномочиями учителей-командиров. В этой ситуации учеба из творческого процесса часто превращается в беспощадную дрессировку командирами своих подчиненных в самом прямом смысле этого слова. Наиболее ярко процесс этот нашел отражение в другой поговорке: «Солдат должен бояться своего сержанта больше, чем врага». Подход жесткий, но он имеет право на жизнь, так как, несмотря на все психологические издержки, он работает, а придумать что-либо иное, более мягкое и при этом достаточно эффективное в условиях тех реалий, которые есть, затруднительно.

Коммерческий подход

Вообще-то нормальная учеба — это Труд. Причем труд не только педагога, но и ученика. Как бы ни была любима физика ученику физмат школы, но на уроках физики ему приходилось пахать вполне по взрослому. Впрочем, «лирикам» тоже есть что вспомнить. Хотя я и не заканчивал филологический ВУЗ, но полагаю, что там проскочить «на дурачка» на занятиях по литературе тоже вряд ли у кого получалось.

Однако большая доля людей, приходящих учиться летать, совершенно не склонна напрягаться. Люди уже отпахали свое в течение рабочей недели на производстве, в офисах или магазинах. В выходные им хочется отдохнуть, расслабиться, наконец, просто потуситься в приятной компании и... Одновременно с этим, по возможности не сильно напрягаясь, воспарить под небеса.

Что делать инструктору? Как можно и в небо такого человека поднять, и безопасность обеспечить? Задача противоречивая, но решение есть. Называется это решение — репетиторство.

Давайте вспомним школу и на ее примере уточним, в чем заключается принципиальное отличие между Репетитором и Учителем. Учитель учит ученика предмету. Учит, возможно, более полно. Перед репетитором такая задача не стоит. Он не учит предмету. Он НАТАСКИВАЕТ. Натаскивает конкретного ученика на конкретный экзамен в конкретный ВУЗ.

То же самое наблюдается и в летных делах. Инструктор-репетитор не тратит время на разбор с учеником всех тонкостей и нюансов. Он дает только то, что требуется для полета в конкретном месте и в конкретных условиях, на которые натаскивается ученик. Такой подход позволяет не загружать ученика как бы «лишними» знаниями и умениями. Такой подход существеннейшим образом облегчает и ускоряет учебный процесс. В результате ученик очень быстро начинает летать вроде как самостоятельно и это его, безусловно, радует.

Но есть другая сторона медали. Натасканный таким образом человек, искренне считая, что все знает и умеет, оказывается беспомощен, если попадет в ситуацию хотя бы немного отличающуюся от той, на которую его натаскали. Не могу в связи с этим не вспомнить старую японскую поговорку: «Если дать человеку рыбу, он будет сыт один день. Если научить человека ловить рыбу, он будет сыт всю жизнь».

ДОСААФ-овский подход

ДОСААФ-овский подход к обучению схож с армейским в том, что инструктор наделяется диктаторскими полномочиями. Но есть и отличие. Оно заключается в заинтересованности курсантов. Эта заинтересованность позволяет инструктору в максимальной степени эксплуатировать курсантский энтузиазм. Полеты перестают быть тусованием. Выход на полеты становится для курсантов нормальной спортивной т