1. Главная
  2. Блог
  3. Библиотека
  4. Подготовка к маршрутным полетам ч.2

Подготовка к маршрутным полетам ч.2

Первая реакция подросшего пилота на Подмосковные горки после Юцких просторов: «Ребята, а где здесь летать?». На Кавказе, когда мы опускались ниже 100 м, то уже не столько летели, сколько заходили на посадку. В Московском же регионе горка высотой 30-40 м — счастье. Где летать? Именно здесь на этих горках и летать.

Первый сезон обучения прошел под флагом инструкторской диктатуры. Курсант летал строго по полетным заданиям. Он рвался вперед к высотным и парящим полетам, а инструктор, постоянно придирался, выискивал ошибки, заставлял курсанта снова и снова повторять задания многие из которых на его курсантский взгляд были давно освоены.

Теперь, полетав на высоте, начинающий пилот на собственном опыте понял, что так долго прорабатываемые на первом году обучения задания были действительно нужны. Что придирки инструктора — это не «издевательства», а необходимость. И когда это понимание пришло, инструктор перестал быть «злым диктатором» и превратился в «доброго консультанта».

Московская горка. Курсанты-новички нового набора прыгают на цель. Чем бы заняться курсанту второго года обучения (курсант-2)?... Может быть тоже на цель прыгнуть?... Новички стонут: «Ветер неправильный, горка кривая и вообще злой инструктор положил цель так, что сесть туда просто нереально». Инструктор шепчет на ушко курсанту-2: «Слетай, покажи молодняку как надо садиться». Для новичков плюхнуться с промахом 3-5 м — счастье. К взлету готовится курсант-2. Старт. Полет. И мягкое красивое приземление с промахом от центра мишени не более полуметра.

Смотрят новички на такую посадку и потихоньку начинают понимать, что проблема их промахов не в «неправильности» ветра. Школа? Да, школа. Но не вся.

Есть в авиации понятие «показной полет». Это когда инструктор или кто-то еще не просто выполняет какое-либо упражнение, а показывает своим полетом как его надо выполнять. При выполнении показной посадки в цель само по себе умение точно приземляться не обсуждается. 90% мозга работает не по расчету посадки, а на демонстрацию полета зрителям. А «цена ошибки» по полной программе. Летящего на показной полет курсанта-2 инструктор представил новичкам классным пилотом. Стыдно ведь облажаться.

Орловская область. Вяжи. Заход на цель.

Рис. 5. Орловская область. Вяжи. Заход на цель. Попадет или нет?...

Вспоминаем «законы сохранения». Если курсант-2 смог красиво (значит, с хорошим запасом прочности по нервам) сесть на цель на 10% мощности мозга, то в «боевой посадке» где-то вдали от «базового аэродрома» освободившиеся от зрителей 90% мощности мозга — это запас на его безопасность, на случай, если ВДРУГ откуда-то прилетит какая-то заранее не просчитанная «бяка».

А что инструктор? Инструктор продолжает ворчать: «Ну вот... Я тебя новичкам Пилотом представил, а ты на целых полметра промазал... Неужели не стыдно?». Курсанта-2 ворчание цепляет за живое. Промах в полметра для него теперь уже не «почти попал». Это ошибка. Это значит промазал!!! Ничего страшного. Зима впереди длинная. Время потренироваться и отшлифовать навыки есть. А еще амбиции играют. Приятно ведь увидеть искреннее восхищение от красоты своего полета в глазах новичков.

Точно также зимой второго учебно-летного сезона повторяются и шлифуются все остальные упражнения курса, успешно «пройденные» курсантом на первом году обучения по принципу «лишь бы инструктор отвязался».

Техника старта и удержания крыла на земле. Курсант стоит на склоне и ждет усиления ветра. Купол поднят заранее, чтобы в момент подхода потока не тратить время на подъем крыла. Чем занят в это время мозг? Мозг анализирует текущую погоду, следит за другими пилотами, старается просчитать наиболее выгодный момент для взлета. Удержание крыла над головой? Это уже перестало быть функцией Мозга. Это где-то в глубинах подсознания на уровне рефлексов. Когда вы идете пешком по дороге, организм выполняет массу весьма непростых движений но, вы ведь при этом не думаете над положениями ног и рук? Удержание крыла над головой тоже перестает быть успешно выполненным требованием инструктора стартовать с первой попытки. Теперь это не «упражнение курса летной подготовки», а инструмент для решения последующих задач.

Мозги пилотов заняты анализом погоды и выбором момента старта

Рис. 6. Мозги пилотов заняты анализом погоды и выбором момента старта,
а крылья держатся над головами как-то сами собой

Энергичные развороты. На первом году обучения курсант привыкал к большим кренам и учился технике чистого выхода из режима без раскачек параплана. Высота была достаточно большая, чтобы исключить возможность столкновения с землей. Теперь прижимаемся к земле. Отрабатываем контролируемый выход из клевка на высоте метр и даже ниже. Зачем нужно? — Чтобы не просто уметь загнать параплан в крен, а научиться чувствовать маневр с точностью до сантиметров. Как отрабатывать? Естественно, постепенно. Сначала нужно научиться контролируемо выходить из разворота на гарантированно безопасной высоте, чтобы был запас на ошибку. Затем уменьшаем высоту до тех пор, пока трава не начнет ложиться под подвесной системой.