1. Главная
  2. Блог
  3. Библиотека
  4. Подготовка к маршрутным полетам ч.1

Подготовка к маршрутным полетам ч.1

Прежде всего, наши искренние поздравления начинающему пилоту в связи с успешным освоением курса парящих полетов в динамических потоках! Однако учеба на этом не заканчивается. Наша следующая стратегическая задача — маршрутные полеты в термических потоках.

Вообще-то, если подойти к вопросу формально, всему, чему нужно научиться для полетов в термиках, пилот научился еще на этапе допуска к полетам в динамике. Умения уверенно стартовать и точно приземляться имеются. Полеты на больших высотах освоены. К полетам в болтанку и возможности сложения крыла параплана в воздухе пилот тоже вполне готов.

Технически в обработке термиков нет ничего сложного. Вы летаете в динамическом потоке у горы. По возможности стараетесь держаться дальше от склона. Вдруг вас начинает поднимать сильнее, чем обычно. Это термик. Если удаление от склона и высота над ним достаточны для закрутки спирали, начинаете пытаться обрабатывать поток.

Схема обработки термического потока

Рис. 1. Схема обработки
термического потока

Посмотрите на рисунок 1. Летит параплан. В точке 1 вариометр взвизгивает и показывает начало набора высоты. Где находится поток пилот еще не знает и продолжает лететь по прямой до момента, пока скороподъемность не станет максимальной. Это точка 2. Как только стрелка вариометра перестает подниматься вверх, закручиваем виток спирали. Крутить вправо или влево — пока не определить. Пусть поток слева, а пилот закрутил спираль вправо. Плюса на приборе быстро переходят в резкий минус (точка 3). Пробивая минуса, докручиваем виток до 270 градусов по курсу (точка 4). Теперь поток однозначно впереди и справа. Проходим по прямой до новой точки максимального набора высоты (точка 5) и снова закручиваемся вправо. Параплан в потоке. Далее, отслеживая по вариометру скорости набора высоты на витке, смещаем каждый последующий виток спирали в сторону наибольшего подъема и по возможности сужаем спираль, чтобы оказаться в ядре потока.

Где искать следующие потоки? В курсе авиационной метеорологии говорилось, что потоки «живут» над наиболее прогретыми участками местности. Еще не забываем, что они немного сносятся по ветру.

Давайте посмотрим для примера на рисунке 2 вид с вершины горы Юца в сторону Ессентуков. В центре картинки поселок Юца (область 1). Поселок находится в ложбине, по дну которой течет ручей. Ручей холодный. Значит, ничего кроме нисходящих потоков мы над поселком не найдем. Интерес представляют два желтых поля левее поселка (область 2). Пшеница отлично впитывает солнечное тепло, греется сама и греет находящийся над ней воздух. Лесополоса, разделяющая поля, является триггером или «генератором» термиков. Еще интереснее плато за поселком (область 3). Оно тоже сухое. Еще оно приподнято над окружающим рельефом, что усиливает его прогрев. По верху плато проходит дорога. Движущиеся по этой дороге автомобили срывают перегретые слои приземного воздуха и тоже способствуют образованию термиков.

Вид с вершины горы Юца в сторону Ессентуков

Рис. 2. Вид с вершины горы Юца в сторону Ессентуков

Тактика пилота, улетающего на маршрут с Юцы в этом направлении, следующая: выкрутить стартовый поток над горой и, избегая нисходящих потоков над поселком (область 1), лететь за следующим термиком на плато к объездной дороге (область 3). Если долететь до плато не получается, тогда или вернуться к горе и подождать более сильный стартовый термик, или идти на желтые поля левее поселка (область 2).

На первый взгляд, все просто. Однако на самом деле это не так. Главное отличие термического полета от всех предшествующих — его автономность.

На этапах наземной подготовки и планирующих полетов буквально каждое движение курсанта контролировалось инструктором. При освоении парения в динамическом потоке контроль несколько уменьшился, но все равно инструктор был рядом. Он продолжал следить за курсантом и был готов в любой момент дать подсказку по радио (не путать с так называемым «радиоведением»). А самое главное, все участвующие в полетах курсанты находились в прямой видимости со старта и, в случае чьего-либо падения, первая помощь была бы оказана грамотно и, что очень важно, немедленно.

В термическом полете все по-другому. Когда пилот, обкрутив стартовый поток, уходит на маршрут, рассчитывать на быструю помощь с земли не приходится. Что может подсказать инструктор курсанту, находящемуся от него на расстоянии 5-10 км, на его вопросы-восклицания: «Ура, кручу поток под облаком!!! Ой, поток какой-то сильный... Набирать высоту еще можно?... Или облако уже опасное?...»?... Ничего. А если падение и травма? Можно ли всерьез надеяться, что после удара о землю курсант сможет внятно объяснить по рации, где его искать? Можно ли вообще быть уверенными, что рация после жесткого падения останется цела и что возможная травма позволит курсанту ей воспользоваться?...

Маршрутные полеты в термиках — это очень красиво, это то, чему мы стараемся научиться, но д