1. Главная
  2. Блог
  3. Библиотека
  4. Подготовка к маршрутным полетам ч.1

Подготовка к маршрутным полетам ч.1

4 Июня 2018
122

Прежде всего, наши искренние поздравления начинающему пилоту в связи с успешным освоением курса парящих полетов в динамических потоках! Однако учеба на этом не заканчивается. Наша следующая стратегическая задача — маршрутные полеты в термических потоках.

Вообще-то, если подойти к вопросу формально, всему, чему нужно научиться для полетов в термиках, пилот научился еще на этапе допуска к полетам в динамике. Умения уверенно стартовать и точно приземляться имеются. Полеты на больших высотах освоены. К полетам в болтанку и возможности сложения крыла параплана в воздухе пилот тоже вполне готов.

Технически в обработке термиков нет ничего сложного. Вы летаете в динамическом потоке у горы. По возможности стараетесь держаться дальше от склона. Вдруг вас начинает поднимать сильнее, чем обычно. Это термик. Если удаление от склона и высота над ним достаточны для закрутки спирали, начинаете пытаться обрабатывать поток.

Схема обработки термического потока

Рис. 1. Схема обработки
термического потока

Посмотрите на рисунок 1. Летит параплан. В точке 1 вариометр взвизгивает и показывает начало набора высоты. Где находится поток пилот еще не знает и продолжает лететь по прямой до момента, пока скороподъемность не станет максимальной. Это точка 2. Как только стрелка вариометра перестает подниматься вверх, закручиваем виток спирали. Крутить вправо или влево — пока не определить. Пусть поток слева, а пилот закрутил спираль вправо. Плюса на приборе быстро переходят в резкий минус (точка 3). Пробивая минуса, докручиваем виток до 270 градусов по курсу (точка 4). Теперь поток однозначно впереди и справа. Проходим по прямой до новой точки максимального набора высоты (точка 5) и снова закручиваемся вправо. Параплан в потоке. Далее, отслеживая по вариометру скорости набора высоты на витке, смещаем каждый последующий виток спирали в сторону наибольшего подъема и по возможности сужаем спираль, чтобы оказаться в ядре потока.

Где искать следующие потоки? В курсе авиационной метеорологии говорилось, что потоки «живут» над наиболее прогретыми участками местности. Еще не забываем, что они немного сносятся по ветру.

Давайте посмотрим для примера на рисунке 2 вид с вершины горы Юца в сторону Ессентуков. В центре картинки поселок Юца (область 1). Поселок находится в ложбине, по дну которой течет ручей. Ручей холодный. Значит, ничего кроме нисходящих потоков мы над поселком не найдем. Интерес представляют два желтых поля левее поселка (область 2). Пшеница отлично впитывает солнечное тепло, греется сама и греет находящийся над ней воздух. Лесополоса, разделяющая поля, является триггером или «генератором» термиков. Еще интереснее плато за поселком (область 3). Оно тоже сухое. Еще оно приподнято над окружающим рельефом, что усиливает его прогрев. По верху плато проходит дорога. Движущиеся по этой дороге автомобили срывают перегретые слои приземного воздуха и тоже способствуют образованию термиков.

Вид с вершины горы Юца в сторону Ессентуков

Рис. 2. Вид с вершины горы Юца в сторону Ессентуков

Тактика пилота, улетающего на маршрут с Юцы в этом направлении, следующая: выкрутить стартовый поток над горой и, избегая нисходящих потоков над поселком (область 1), лететь за следующим термиком на плато к объездной дороге (область 3). Если долететь до плато не получается, тогда или вернуться к горе и подождать более сильный стартовый термик, или идти на желтые поля левее поселка (область 2).

На первый взгляд, все просто. Однако на самом деле это не так. Главное отличие термического полета от всех предшествующих — его автономность.

На этапах наземной подготовки и планирующих полетов буквально каждое движение курсанта контролировалось инструктором. При освоении парения в динамическом потоке контроль несколько уменьшился, но все равно инструктор был рядом. Он продолжал следить за курсантом и был готов в любой момент дать подсказку по радио (не путать с так называемым «радиоведением»). А самое главное, все участвующие в полетах курсанты находились в прямой видимости со старта и, в случае чьего-либо падения, первая помощь была бы оказана грамотно и, что очень важно, немедленно.

В термическом полете все по-другому. Когда пилот, обкрутив стартовый поток, уходит на маршрут, рассчитывать на быструю помощь с земли не приходится. Что может подсказать инструктор курсанту, находящемуся от него на расстоянии 5-10 км, на его вопросы-восклицания: «Ура, кручу поток под облаком!!! Ой, поток какой-то сильный... Набирать высоту еще можно?... Или облако уже опасное?...»?... Ничего. А если падение и травма? Можно ли всерьез надеяться, что после удара о землю курсант сможет внятно объяснить по рации, где его искать? Можно ли вообще быть уверенными, что рация после жесткого падения останется цела и что возможная травма позволит курсанту ей воспользоваться?...

Маршрутные полеты в термиках — это очень красиво, это то, чему мы стараемся научиться, но для того чтобы наши полеты были не только красивы, но и безопасны, формальной сдачи зачета по технике пилотирования мало.

Маршрутный полет начинается

Рис. 3. Под ногами западная граница поселка Юца. Впереди и справа
просматриваются Ессентуки. Маршрутный полет начинается...

* * *

Помните, в школьном курсе физики были такие понятия как «законы сохранения»? Законы сохранения энергии, импульса, массы... Это же справедливо и для объема человеческого внимания или, если хотите, «мощности мозга».

Пусть в зачетном полете курсант честно и успешно выполнил упражнение «посадка в цель». Галочка в летную книжку поставлена, но стала ли «посадка в цель» инструментом для решения последующих задач или осталась всего лишь успешно выполненным полетным заданием?...

Вопрос сложный. Учебно-зачетный полет выполняется на 100% мощности мозга. Все внимание курсанта подчинено расчету точного приземления. Его ничто не отвлекает от решаемой задачи. Учебная площадка расположена в простом и безопасном месте. Курсант прекрасно знает, что поле вокруг зачетной метки широкое и ровное. Поэтому он, не опасаясь нехороших последствий для своего здоровья в случае промаха, заходит на цель спокойно и уверенно.

В реальном маршрутном полете приземление обычно выполняется на неподготовленную площадку, подобранную с воздуха. Хорошо, если это будет широкое поле, но это может оказаться и окруженный заборами огород в деревне, и небольшая полянка посреди кустов. Возможности уйти «на второй круг» у безмоторного парапланериста нет. Пилоту необходимо проанализировать массу дополнительной информации, что существенно уменьшает долю внимания, отводимую собственно расчету на посадку, и повышает риск ошибки.

Отвлечемся на секунду от полетов. Представьте себе, что вам нужно пройти по бревну. Если бревно лежит на земле, то такое задание сложностей не вызовет. Но если бревно разместить на высоте 5-10 м... Мозг, опасаясь падения, начнет беспокоиться и пройти по этому же самому бревну станет намного труднее.

Зачетная посадка в цель посреди широкого учебного поля — это одно. Точное приземление на реальную ограниченную препятствиями площадку в условиях полного отсутствия поддержки с земли — совсем другое.

Ситуация при расправлении крыла в случае его сложения в болтанку аналогична. Пусть у пилота в активе есть выезд на СИВ. Пусть он там целых несколько раз складывал и расправлял крыло. Что такое сложение крыла на СИВе? Пилот неторопливо сосредотачивается, настраивает на работу все 100% мощности своего мозга, собирается с духом, дергает параплан за первый ряд строп и, наконец, складывает консоль. На безопасность работают и вода, и километр высоты под пилотом, и инструктор с рацией, страхующий пилота с земли. А самое главное — воздух спокоен, полностью предсказуем и ничем кроме сложения крыла мозг пилота не занят.

Как происходят сложения в реальной жизни? Крыло швыряет потоками из стороны в сторону. Пилоту необходимо одновременно и держать крыло, и центровать термик, и отслеживать положение других аппаратов, так как в воздухе он не один. Мозг работает почти на пределе. И тут вдруг удар по крылу. Ключевое слово — ВДРУГ. У пилота нет возможности приготовиться к сложению. Все происходит мгновенно!!! Купол складывается. Километрового запаса высоты, скорее всего, нет. И уж точно под пилотом не мягкая вода. На подсказки инструктора в рацию тоже рассчитывать не приходится. Хватит ли полученных на СИВе навыков для нормальной работы в стрессовых условиях реального полета?...

На первом году обучения курсанты мечтают как бы поскорее добраться до больших высот и парящих полетов. Упражнения курса многими проходятся, если честно, не столько для себя, сколько чтобы инструктор галочку в летной книжке поставил и побыстрее выпустил на парение. Курсанты конечно понимают, что инструктор плохого не посоветует, что, гоняя их по склону, он беспокоится об их же безопасности, но хочется-то на высоту. Хочется настоящих полетов, а не бесконечных попрыгушек сверху вниз на точность приземления.

И вот, наконец, свершилось. Допуск к парящим полетам получен! Полетели!!! Ура! Высота! Красота! Налет стал измеряться часами, а не секундами как на прыгах. Появились первые сделанные в воздухе фотографии. Счастье!!!

Мягкий вечерний динамик над западным склоном горы Юца

Рис. 4. Мягкий вечерний динамик над западным склоном горы Юца

На этой радостной ноте завершается первый этап обучения. Парение в динамических потоках состоялось. Парапланерное лето закончилось. Мы возвращаемся на зимние квартиры.

Источник статьи: http://firstep.ru/

+7(499)553-04-33
Консультации по выбору парапланов