Для УДОБСТВА выполнения аэродинамических расчетов полную аэродинамическую силу R можно разложить на три взаимно перпендикулярные составляющие в СКОРОСТНОЙ системе координат. Нетрудно заметить, что при исследованиях ЛА в аэродинамической трубе оси скоростной системы координат фактически «привязаны» к трубе (смотри рис. 14). Составляющую полной аэродинамической силы вдоль оси X назвали силой аэродинамического сопротивления. Составляющую вдоль оси Y — подъемной силой.
Рис. 14. Схема аэродинамической трубы.
1 — воздушный поток. 2 — исследуемое тело.
3 — стенка трубы. 4 — вентилятор.
Где:
R — Полная аэродинамическая сила.
Y — Подъемная сила.
X — Сила лобового сопротивления.
Z — Боковая сила.
Формулы подъемной силы и силы сопротивления очень похожи на формулу полной аэродинамической силы. Что неудивительно, так как и Y, и X являются составными частями R.
Где:
Cy — Коэффициент подъемной силы.
Cx — Коэффициент сопротивления.
r — Плотность воздуха.
V — Скорость тела относительно воздуха (воздушная скорость).
S — Эффективная площадь тела.
В природе не существует самостоятельно действующих подъемной силы и силы лобового сопротивления. Они являются составными частями полной аэродинамической силы.
Говоря о подъемной силе, нельзя не отметить одно интересное обстоятельство: подъемная сила, хотя и называется «подъемной», но она не обязана быть «поднимающей», не обязана быть направлена «вверх». Для того чтобы проиллюстрировать это утверждение, давайте вспомним силы, действующие на безмоторный аппарат в прямолинейном планирующем полете. Разложение R на Y и X строится относительно воздушной скорости ЛА. На рис. 15 видно, что подъемная сила Y относительно земной поверхности направлена не только «вверх», но и немного «вперед» (вдоль проекции траектории полета на землю), а сила сопротивления X не только «назад», но и «вверх».
Рис. 15. Разложение полной аэродинамической силы R
на подъемную силу Y и силу сопротивления X.
Если же рассмотреть полет круглого парашюта, который фактически не летит, а опускается вертикально вниз, то в этом случае подъемная сила Y (составляющая R перпендикулярная воздушной скорости) равна нулю, а сила сопротивления X совпадает с R (смотри рис. 16).
Рис. 16. У круглого парашюта
подъемная сила равна нулю.
В технике применяют и антикрылья. То есть крылья, которые специально устанавливаются таким образом, чтобы создаваемая ими подъемная сила была направлена вниз. Так, например, гоночный автомобиль прижимается на большой скорости антикрылом к дороге для улучшения сцепления колес с трассой
(смотри рис. 17).
Рис. 17. У автомобиля на антикрыле
подъемная сила направлена вниз.
Источник статьи: http://firstep.ru/kulp/theory/lection-01-02.php