1. Главная
  2. Блог
  3. Библиотека
  4. Особенности применения радиосвязи при обучении курсантов СЛА

Особенности применения радиосвязи при обучении курсантов СЛА

Несмотря на то, что уже в начале XX века основные принципы радиосвязи были хорошо известны и применялись в технике, поначалу аэропланы обходились без радиостанций. Это было связано с тем, что самолетов было немного, и их полеты рассматривались скорее как лихой цирковой номер, чем как какое-то более-менее серьезное дело. Первая мировая война дала мощный толчок развитию авиации. Количество самолетов резко увеличилось. Самолеты начали действовать группами, возникла острая необходимость в оперативной связи, как между отдельными бортами, так и между самолетами и землей. В результате авиация очень быстро радиофицировалась. В настоящее время полет современного лайнера без радиосвязи просто немыслим.

Нечто подобное наблюдается и в СЛА. Поначалу мы прекрасно обходились без радио. Прежде всего, это было связано с тем, что наши полеты были непродолжительны. К тому же во времена СССР активно использовать компактные радиостанции было весьма непросто. Сейчас положение изменилось. Портативные радиостанции стали доступны. Неудивительно, что они стали широко использоваться как для связи между пилотами СЛА или пилотами с землей, так и в летных школах при обучении курсантов.

Использование радиосвязи в летных школах СЛА существенно упрощает учебный процесс и способствует повышению его безопасности. Однако здесь есть некоторые тонкости, на которые хотелось бы обратить внимание.

Наибольшую настороженность вызывает так называемое «радиоведение» курсантов-перворазников. Неоднократно приходилось наблюдать, как инструктор командами с земли вел курсанта от взлета до посадки, диктуя в рацию, что курсанту следует делать в каждую секунду полета: куда смотреть, когда, в какую сторону и насколько градусов повернуть. С одной стороны, подобная практика позволяет инструктору в первый же летный день поднимать курсантов на большие высоты. Но, с другой стороны, ведомый на радиоверевочке курсант оказывается совершенно беспомощен при возникновении в полете любой нештатной ситуации. Давайте разберем причины этой беспомощности.

Сначала небольшая экскурсия в теорию управления

При управлении человеком любой машиной (парапланом, паровозом, велосипедом) можно выделить две группы управляющих воздействий. Назовем их интеллектуальными и рефлекторными.

  • Интеллектуальные — это те, при формировании которых человек должен потратить некоторое время на обдумывание своего решения, где требуется интеллект.
  • Рефлекторные — формируются на уровне подсознания и участия интеллекта не требуют.

Разберем формы интеллектуального и рефлекторного управления на примере езды на велосипеде.

Едет человек на велосипеде по дороге. Известно, что где-то через километр-другой будет перекресток. Там ему нужно будет повернуть налево. Способов выполнения этого маневра много. Обозначим два. Можно, к примеру, при подъезде к перекрестку перестроиться в левую полосу и повернуть налево из нее. Можно спешиться на правой обочине и перейти дорогу пешком. Выбор стратегии поворота и есть интеллектуальное управление.

Человеческий мозг работает медленно, но и поток событий, требующих интеллектуального управления невелик. Поскольку обычно имеется запас времени на обдумывание принимаемого решения, то тут подсказка со стороны может быть полезна. Как именно подсказка будет донесена до человека — с помощью рации, голосом или флажками не принципиально.

Теперь о рефлекторном управлении. Снова едет человек на велосипеде. Едет прямо по прямой и ровной дороге. Но... посмотрите внимательнее на руль. Он все время качается из стороны в сторону. Идет постоянное и активное управление. Как бы ровно ни двигался велосипед, попробуйте руль