1. Главная
  2. Блог
  3. Библиотека
  4. О летной дисциплине и обеспечении безопасности учебных полетов

О летной дисциплине и обеспечении безопасности учебных полетов

Навеяно вынужденным расставанием с курсантом ПЕ
на учебно-тренировочных сборах «Юца-2015»

Что думает курсант о своем инструкторе:
1 год — это Бог. Он научит меня летать.
2 год — это Гений. Он научил меня летать.
3 год — этот трус и перестраховщик мне
летать не дает.
Старая авиационная байка

Когда курсанты впервые выходят на полеты, они испытывают заметный душевный трепет перед воздушной стихией, в которую им предстоит погрузиться. Начинаются наземные практические занятия. Инструктор ставит задания. Курсанты стараются их выполнить. Поначалу все идет очень непросто. Чтобы повторить элементы управления парапланом, которые у инструктора получаются играючи, курсантам-новичкам требуется напряжение всех сил.

Постепенно ситуация улучшается и появляются первые успехи. Задания, казавшиеся вчера невыполнимыми, начинают получаться. Пусть не столь изящно, как у инструктора, но все же, на курсантский взгляд, тоже весьма недурственно.

Наконец, первые подлеты. Сначала в «лягушатнике» на минимальной высоте. Затем постепенно все выше и выше. Появляются первые настоящие полетные задания, в которых курсантам требуется не только поднять крыло параплана и слететь по прямой со склона в долину, но и выполнить ряд все более и более сложных маневров в воздухе. С каждым новым летным днем полеты становятся все интереснее.

Птенцы оперяются. Их летные навыки и уверенность в собственных силах крепнут не по дням, а по часам. Их распирает гордость и эйфория от своих честно заслуженных успехов: как же все круто, классно, красиво и, самое главное, просто (причину кажущейся простоты полетных заданий мы разберем чуть позже).

Курсанты рвутся вперед и вверх. И тут вдруг обычно подбадривавший их инструктор начинает ворчать. На казавшиеся курсанту отлично выполненные полеты в инструкторском комментарии звучат слова: «все плохо, никуда не годится, повторить еще раз». А когда свято верящий в свои безграничные таланты и жаждущий всеобщего признания и восхищения курсант, заложив в лихом развороте крен в 50-60 град (вместо указанных инструктором в полетном задании 20-30), получает неслабый нагоняй, а то и вовсе отстранение от полетов, его берет оторопь. За что!?! Он ведь может!!! У него ведь все получилось!!! Он ведь старался!!! Он ведь смог сделать даже больше, чем было сказано в задании!!! А тут такая несправедливость...

* * *

Обсуждая причины курсантских обид, прежде всего, обозначим три базовые позиции, от которых будут отталкиваться дальнейшие рассуждения:

обладающий большим летным опытом инструктор знает то, чего курсант еще знать не может;

удар курсантского тела о землю здоровья ему не прибавляет;

в случае падения курсанта вина инструктора отсчитывается от 90% на том простом основании, что скажи инструктор: «взлет запрещаю», и курсант был бы цел.

Ставя курсанту полетное задание, инструктор продумывает не только штатный режим полета, но и все возможные «бяки», которые в этом полете могут произойти. Помните законы сохранения (энергии, импульса, массы) из школьного курса физики? Тоже справедливо и для объема курсантского внимания или, если хотите, «мощности мозга».

Если поставить курсанту сложное задание на всю мощность мозга, не оставив запаса прочности, любая прилетевшая вдруг «бяка» может сломать курсанта, привести к его падению и травмам. Поэтому инструктор всегда оставляет запас на безопасность.

Курсант же, еще не обладая инструкторским