1. Главная
  2. Блог
  3. Библиотека
  4. Настроение соревнования

Настроение соревнования

Скажу сразу — я не большой любитель соревнований и опыта соревновательного у меня немного. По ряду причин — первая — я не люблю летать в толпе, а это приходится делать в большинстве стартовых паровозов. Вторая — я не люблю летать по надуманным задачам. Я и сам себе задачи ставлю неплохо. То, что на соревнованиях полеты лучше организованы меня не слишком прельщает — я себе сам тоже их неплохо организовываю.

Однако, кое-какие выводы относительно соревнований сделать я все же успел — два чемпионата россии, предкубок мира и несколько региональных междусобойчиков у меня в активе есть.

Первое, что отличает соревновательный полет от самопального — мощный психологический прессинг. Пилота нервирует и необходимость стартовать не в любое удобное время, а непременно в стартовое окно, и, если он претендует на какие-то места — поведение соперников. Соперники порой специально нагоняют жути на новичков и конкурентов, причем даже иногда не стесняются в этом признаваться. Иногда кровь из попы надо разыграть день и задачу ставят под грозовой шквал. Постановка задачи в обычный, неэкстремальный день — тоже порой добавляет седых волос — иногда ставят такие маршруты, которые по своей воле ни в жизнь бы не полетел. Кроме того ППМы часто ставятся достаточно искусственно вообще или специально изуверски далеко в долине в частности. В итоге если сам по себе соревновательный маршрут не представляет собой ничего серьезного, например треугольник километров 30, при том что вы уверенно летали в таких условиях и по такой погоде 50, он все же может стать непреодолимым по чисто психологическим причинам — просто нервов не хватит..

Опытные спортсмены знают, как со всей этой хренью справляться, новичкам же скажу одно — выигрывать можно
конечно и на кураже. Но надо понимать, что одно дело — эфемерные очки, голы и секунды, лежащие на одной чаше весов, а другое — здоровье и самое жизнь, лежащие на другой. Не забывайте об этом. Мы — не в шахматы играем.

Именно на соревнованиях нельзя поддаваться азарту и лезть очертя голову напролом. Скажете «кто не рискует, тот не пьет шампанское»?
Я вам отвечу — нафиг такое шампанское с привкусом крови. Не рискуйте. Выигрывайте уверенно, если можете. А если не можете выигрывать уверенно — проигрывайте достойно — не мучьте свой афедрон и не пытайтесь дурным риском скомпенсировать недостаток мозгов.

Второй момент — нехватка времени. На соревнованиях, если даже поставлена не гонка, погода обычно постоянно куда-то уходит и все спешат. Это добавляет нервов в ситуацию, в которой их обычно и так с избытком.

В третьих — на соревнованиях нужно слушать рацию, чтобы быть в курсе событий. С одной стороны это вроде как мобилизует, с другой — отвлекает очень здорово. Переживать за кого — то кто бросил запаску, слышать вопли «левель три» — тоже исподволь подтачивает вашу уверенность в себе и в своих силах. И все эти переживания с неизбежностью ослабляют вас и закономерно снижают как ваш результат, так и вашу личную безопасность.

Нет, если Ваши нервы сплетены из дайнемы пополам с кевларом — тогда все хорошо, вперед и с песней. Но я могу со стыдом признаться — мои личные нервы — уже лет восемь как считаются стальными очень многими пилотами, которые меня знают. Так вот — мне, при всем при этом — на соревнованиях — страшно и стремно. Я справляюсь в одиночку с очень серьезными местами и очень серьезной погодой, но истеричные вопли в рации я выдерживаю плохо. Может у других все не так? Не думаю...

Наша радость от соревнований была бы неполной, если мы не рассказали бы о стадном чувстве. О... как замечательно приятно на четвертом часу маршрута, когда голова уже опухла от просчета вариантов, хочется ссать, пить и жрать одновременно, дать себе немного расслабиться и прицепиться к какому-нибудь уверенному паровозу... и тут же слиться в большой и веселой компании. В одиночку такого не случается, а если случается — то хоть на соседа не валишь потом вину за дурацкое решение.
Хотя конечно иногда очень удачно получается по крышам проскакать.

В общем соревнования — это здорово конечно, но собираясь туда, задайте себе вопрос — а выдержит ли их ваша психика? Оно вам надо?
И если вы собрались на соревнования просто потусоваться — может лучше просто на сборы съездить? А если психики много и на борьбу заведомо хватает — то может лучше потратить её запас на более интересные полеты и более интересные задачи?
Оно, конечно, хорошо — полетать с более опытными пилотами и чему-то поучиться — но если разница в опыте велика — отдавайте себе отчет, что вы будете лететь вместе с асами только минут 10 после старта, и то если у вас хватит наглости и умения стартовать вместе с ними, а дальше крутые умчатся вперед, а вы будете барахтаться вместе с пилотами примерно вашего же уровня.

Конечно, если у вас полыхает пионерский костер в одном месте и хочется всем все доказать, показать и рассказать — соревнуйтесь на здоровье, только помните, что вы висите не на стропах, а на собственных нервах. И если нервы начинают шалить — не ждите пока наступит паника. Плюйте на очки, голы и секунды, прерывайте маршрут и садитесь. Жизнь — дороже.

В качестве совета на закуску — азартным натурам могу посоветовать, как это ни банально, не ограничивать себя в сексе в процессе соревнований. Недоебит — порой избыточно бодрит, особенно молодых и задорных пелотов. Найдите себе подругу и ходите на неё в атаки по вечерам (не по ночам, это важно, спать надо достаточно, это вопрос безопасности). Целее будете, в итоге.

И еще — если вы чувствуете, что вам надо заливать соревновательные стрессы бухлом — вы поставили себе слишком высокую планку. На следующий день, с бодуна, вы конечно будете немного тупить и нервное перевозбуждение придет позже, чем если бы вы не пили.
Субъективно, тем не менее, несмотря на худшее общее самочувствие, будет в целом немного легче, ценой снижения реакции и адекватности принимаемых решений. Стоит ли такой костыль многократно возрастающего риска? Вы, вероятно, просто не тянете нервной нагрузки. Не испытывайте судьбу, остановитесь, пока не поздно.

психология первопрохода

Первопроход в парапланеризме — это не совсем то, что ногами в горах. От рельефа его сложность зависит слабо, больше от возможностей выхода с маршрута, а крайние обычно определяются погодой вообще и ветром в частности. А вот когда эти возможности выхода уже надо начинать применять — и как именно это делать — полностью зависит от утойчивости психики пилота и его способности адекватно оценивать риск. Соответственно, психология при первопрохождении маршрута — выходит на первый план, и даже более важна, порой, чем погода.

Вариантов первопрохода, в общем, всего два.

Первый — лететь на кураже, нагло, быстро, уверенно. При этом придется искусственно несколько ограничить сложность маршрута — лететь на пределе возможного будет слишком опасно, можно попасть в ситуацию, когда из внезапно сгустившейся вокруг жопы разумного выхода просто не окажется.

Второй — продумать заранее маршруты отступления точки би- три- и более фуркаций в пространстве полетных решений, точки невозврата, альтернативные ходы и запасные выходы. Реально — это достаточно сложно сделать, я знаю очень мало пилотов, которые способны на такие расчеты и еще и летать при этом умеют.

Приходится сочетать оба подхода, когда ты долго и муторно просчитываешь всякие трусливые извороты, а потом приходит погода вместе с куражом и ты летишь по первому варианту и иногда используешь домашние заготовки из второго.

Тут еще вопрос мотивации — рациональными размышлениями заставить себя стартовать в непонятно куда довольно сложно. Все же некая дурная искра в мозгах должна присутствовать.

Кроме того, придется расширить пространство выходов, которые условно еще будут считаться разумными, хотя в обычной жизни таковыми отнюдь не являются. Например, при перелете через широкий водоем в качестве рабочего варианта примите даже такую дикую ситуацию, как посадка в воду рядом с рыбачьей лодкой, буде такая окажется поблизости. Если вы летите над болотом — зависание на дереве — не такая уж плохая альтернатива мягкой посадке в трясину. Если вас занесло сильным ветром в лес, а на дерево тем не менее садиться не слишком охота — подумайте о приземлении на полянку на запаске — почему бы и нет? В колодце из деревьев сильно дуть не будет, хотя может и прихлопнуть роторком, конечно.

Прогулка же в десяток километров по пересеченной местности — практически штатное завершение любого хорошего улета в гребеня, это не должно вызывать никаких отрицательных эмоций.

В обычной жизни, конечно же, такие сильные решения лучше не принимать. Но отправляясь на авантюру, вы должны хотя бы приблизительно знать, что вы можете из себя выдавить сверх своих обычных потенций.

Отдельно надо обратить внимание на следующий момент — когда вы улетаете далеко-далеко в дикие места — помните и зарубите себе на носу — все люди, которых вы встретите после посадки — очень и очень хорошие. Несите в себе именно такую установку, делайте ее сильной в своем сознании настолько, насколько можете и вы не будете разочарованы, даже если сядете в лагерь вакхабитов.Искажение пространства вокруг вас, вызванное вашей мыслью, сделает их дружелюбнее. Непременно.

Когда вы летите над страшенными ущельями, болотами или чем-нибудь таким же, подавляющим сознание, иногда бывает полезно вообще не смотреть вниз, а лететь только по небу. Не действуйте себе на нервы, берегите свое спокойствие и хладнокровие, пока оно еще имеется в наличии. Ну правда, зачем загружать мышцы сфинктера тяжкой работой, если триггеры вам внизу все равно не искать, вы летите под грядой или от одного надежного облака к другому и заведомо долетаете. Нефиг туда втыкать- просыпетесь, будете выживать — тогда и напугаетесь вдоволь. Но тогда у вас уже будет работать другая программа — выхода с маршрута, она более напряженная психически, но и более простая в плане мотивации — там просто выжить надо. Сольетесь по хребту в долину, да и все. А в долине — брякнетесь поближе к людям. Чего уж проще?

А пялиться на какой-нибудь жуткий ледник с моренами — это все равно что чайнику при посадке на поле зафиксировать внимание на лежащей на этом поле бороне -самый верный способ надеться на ее зубья. Если под вами, или даже просто в пределах досягаемости есть какое-то страшное место, куда попадать совсем не надо — не смотрите на него, как кролик на удава. Найдите лучше, куда вам в данный момент надо, и ласкайте взглядом этот участок. Если слишком сильно обращать на что-то внимание, это что то имеет тенденцию быстро оказываться рядом. Так пусть это самое что-то будет чем то хорошим и нужным, не так ли?

И когда все уже будет позади — найдите немного времени и зафиксируйте ваше достижение. Не ЖПСом, так свидетелями. Нет ничего неприятнее, чем доказывать потом, что ты не верблюд. По себе знаю. И по другим тоже.

При полете на переходе, если начинается мандраж, который обычно еще и холодом усугубляется, полезно что-нибудь вкусное деловито заточить. Помимо того, что точение ништяка греет как в прямом так и в переносном смысле, этот процесс еще и отвлекает от всякой неприятной фигни, которая так и лезет в голову. Шоколад — хорошо, но он промерзает и крошится, и вкуса никакого при этом не имеет а сникерс замерзший — трудно прожевать и пить после него хочется. Как показала практика, когда ты весь на нервах да еще и мерзнешь — буттер с салом, причем чем меньше хлеба — тем лучше — это самый правильный заточ, в плане психологической поддержки. Уж не знаю почему. При том, что в обычной жизни я сало не особо жалую. Парадокс...

Естественно, если вы куда-то летите в первый раз, у вас не должно быть вопросов ни к снаряжению, ни к погодным условиям. Новизна маршрута — более чем достаточная причина не искать себе на протектор дополнительных приключений.

Не давайте куражу взять над собой верх полностью — вот еще пяток километров, вот ту вершинку возьму еще, вот эту грозу обойду... Все хорошо, но если объективно уже пора завязывать — сливайтесь. Когда это делать? — а когда пропадает чувство легкости. Вы еще можете, и погода еще есть — но уже надо задумываться о безопасном выходе. И вымучивание километров уже ничего толком не прибавит к вашему достижению, но с каждой минутой ваш запас прочности будет уменьшаться. А ведь впереди еще посадка. Не доводите до греха и не заставляйте себя садиться на последнем издыхании. Посадка на кураже красива, но ненадежна, особенно если вы устали. ВАм
может не хватить самой малости.

Конечно, если речь идет о надрать сопернику хвост или установить новый рекорд — трудно последовать этому совету. Но если вы действительно лучший, вы уже обеспечили себе пятидесятикилометровый отрыв своими мудрыми стратегическими решениями, и вымучивать еще километр — для вас мелко. А если этот километр все решает — то вы не лучший, а это просто была дурная везуха.

Если же нервы не выдерживают либо закончились действительно все запасные варианты, кураж первопрохода обязан без сожаления, быстро, необратимо и жестко смениться настроением аварийного выхода и посадки.

Дмитрий Бондарев

Источник статьи: http://paraplan.ru

+7(499)553-04-33
Консультации по выбору парапланов