1. Главная
  2. Блог
  3. Библиотека
  4. Настроение обучения

Настроение обучения

29 Мая 2018
101

О чем тут можно говорить. Человек открывает для себя полет. Адреналин бушует, а когда немного отпускает — прет серотонин — гормон счастья. Чувствительные натуры после посадки пребывают в предобморочном состоянии, научными приборами исследователей было зафиксировано даже несколько оргазмов, причем по меньшей мере два из них были пульсирующими.

И тем не менее. Если вы хотите не просто переться от счастья, а чему то научиться, то придется это счастье обуздать. В пользу такого подхода говорит в первую очередь тот грустный факт, что новичковое везение обычно достаточно быстро кончается, время надо использовать как можно более эффективно для того, чтобы хоть частично заменить ангела-хранителя навыками безопасного полета.

К сожалению, мало кто в современной мне России учит пилотов летать. То, что я вижу, обычно напоминает постановку калек на костыли. Костылями являются надежность современной техники, прощающей порой просто чудовищные ошибки. Мощный костыль — радиоведение, отучающее курсантов в сложной ситуации думать своей головой. Костыль, хотя порой и неизбежный — лебедка, которая отучает даже бежать на старте. Она же совокупно с опытным РП на старте отучает принимать решения по погоде. Подпорка — мощные протекторы подвесок, провоцирующие посадку на задницу. Думаю вы и сами сможете продолжить этот список. Недооценка опасности полета приводит к тому, что на эти костыли сваливается все что только можно и нельзя.

В принципе, до определенного момента такой подход работает. От пилота требуется совсем немного — делать простейшие действия не осознавая их и выполнять указания по радио. Это неплохо в самом начале обучения, когда возможностей нетренированного сознания пилота реально мало на что хватает. Но все эти костыли должны всего лишь помочь начинающему перескочить наиболее опасный этап в его летной карьере — а не подменять собой программы поведения, которые собственно и должны работать на безопасность и эффективность полета.

Это касается, кстати, и более опытных бойцов. Не ждите, что крыло будет лететь за вас. Не ждите, что прибор будет обрабатывать за вас поток. Не требуйте от запаски невозможного...

Но я отвлекся.
Новичку особенно трудно управлять своими эмоциями в первую голову потому, что они очень сильные, а во вторую — потому что кто же захочет глушить в себе это счастье.

Я подскажу что делать. Отнеситесь к этому, как к обучению сексу. Поначалу нравится все и в любом сочетании. Только потом понимаешь, что можно то было и лучше. Что вот тут надо было бы сдержаться, а вот тут надо бы подшлифовать. Оно конечно и так пока что неплохо, но надо понимать, что полет от секса все же несколько отличается степенью риска. И если вовремя не научиться сдерживать свой щенячий восторг, то все может надолго прерваться. А если сдержаться сейчас, то когда научишься, будет так хорошо, что все неудобства самоограничения компенсируется многократно. Кстати, чувство крыла в полете сходно с чувством партнера в сексе.
Но мы к этому еще вернемся в главе об инстинктивном пилотировании.

Кроме восторга есть, к сожалению, еще и страх. Не верьте тем, кто говорит, что с самого начала ничего не боится. Даже с 15-20 летним опытом полетов иногда остается мандраж, а уж в самом начале без него не обойтись никак. Страх — штука очень сильная, она к сожалению, необходима на первоначальном этапе, чтобы скомпенсировать эйфорию. В пределе, его должно быть столько, чтобы эйфории вообще не осталось. Так быстрее учишься.

В определенной мере, повторюсь, страх необходим, однако если его слишком много — его нужно преодолеть.
Лучшей мантры для преодоления страха, чем литания против страха, подозреваю что суфийская, попавшая в массовую культуру через роман «Дюна» Фрэнка Херберта, я пока не встречал.

«Я не боюсь, я не должен бояться. Ибо страх убивает разум. Страх есть малая смерть, несущая за собой полное уничтожение. Я встречу свой страх и приму его. Я позволю ему пройти надо мной и сквозь меня. И когда он пройдет через меня, я обращу свой внутренний взор на его путь, и там где был страх, не останется ничего — останусь лишь я, Я САМ.»

Мера, в которой страх можно оставить — это тот порог, когда он еще мобилизует, но еще не сковывает. У каждого эта степень индивидуальна, причем настолько, что порой даже удивительно. Здоровенные мужики, прошедшие огонь и воду, порой впадают в ступор, а хрупкие девчонки демонстрируют чудеса самообладания. Однако такие исключения все же редкость. Обычно человек поначалу все же достаточно строго следует своему психотипу. Холерик буйствует. Меланхолик паникует. Флегматик тупит. Сангвиник прется от собственной крутости и совершает при этом глупейшие ошибки. Потом, по мере приобретения летного опыта, а на самом деле — ментальной гибкости, он все сильнее от него, психотипа, отходит.
В пределе — превращаясь на время полета в птицу.
В то же время, сковывающий сознание и тело, мандраж — очень вреден. Бороться с ним можно, кроме медитаций, еще и простой физухой и дыхательными упражнениями.

Еще момент — если можете позволить себе открыться тому, кто вас учит — сделайте это. Эмпатия — не эмпатия, но связь между учителем и учеником должна присутствовать. Не каждого хочется пускать себе в душу. Поэтому выбирайте учителей осторожно. Если вы не можете по той или иной причине довериться учителю, с становлением обратной связи — вам придется осмысливать все, что вам скажут, пропустить через мозг, отпрепарировать, переспросить если что непонятно, и только потом выполнить. Это требует на порядок большей концентрации на предмете чем в случае эмпатического обучения и приводит в итоге при прочих равных к худшим результатам. Но часто другого пути, увы, просто нет. И все же — эмоциональный контакт + «делай как я» обычно гораздо эффективнее. Особенно если речь идет
о сложновербализуемых вещах.

Отдельно хочу сказать про хвастовство своими мегадостижениями. В него входит как словесное, так и в особенности попытки пилотажа на публику. Пока вы ученик — просто забудьте об этом — и все. И не вспоминайте. Если реально будет чем хвалиться — инструктор похвалит.

И еще — переучивание или доучивание. Для опытного пилота. Пересадка на более суровое крыло. Обучение полетам в новых горах. Смена типа полета с выживательного на скоростной. Все это требует порой, отказа от наработанных методик и навыков, некоторые из которых вбиты очень глубоко. Как быть?

Конечно, есть типа такие люди, которые учатся всю жизнь и надо типа быть таким продвинутым челом, и учиться и учиться каждый день. Экспериментировать, пробовать итп. Это и так, и в то же время не совсем. Если каждый день экспериментировать с подсрывами на посадке, да еще и на компетишне, можно и доиграться. То же самое касается простых полетов в серьезных горах и скоростных прохватов по роторам в несерьезных. Поэтому — попав в такую ситуацию и придушив свой первый мандраж — не забывайте, тем не менее, что вы снова превратились в новичка. Учитесь осторожно. Не осваивайте более одного элемента единовременно и увеличьте запас безопасности во всех его аспектах, до тех пор, пока новый элемент — крыло, погода или место — не будет освоен хотя бы до уровня освоения предыдущих элементов. А если вы стремитесь вырасти над собой — то и лучше.

Дмитрий Бондарев

Источник статьи: http://paraplan.ru

+7(499)553-04-33
Консультации по выбору парапланов