1. Главная
  2. Блог
  3. Библиотека
  4. Физкультура или спорт, или две стороны одной медали в парапланеризме

Физкультура или спорт, или две стороны одной медали в парапланеризме

4 Июня 2018
164

«Параплан», «полеты», «парапланеризм», «парапланерный спорт» — для кого-то это реализация несбывшейся мечты о карьере профессионального пилота, для кого-то — романтическое желание полюбоваться на землю с высоты птичьего полета, для кого-то — способ заработать денег на жизнь. Кому-то полеты на параплане нужны, чтобы пощекотать себе нервишки, кому-то, чтобы самоутвердиться в этом мире и побороть различные детские комплексы. Мы очень разные, но нас всех объединяет желание летать. Летать сегодня лучше, чем летали вчера, а завтра — лучше, чем сегодня.

Пролетел пилот маршрут в 5-10-15 км (или 50-100-200, это не важно). Как оценить — хорошо пролетел или можно было уйти значительно дальше? Ответить на этот вопрос сложно, так как очень многое зависит от ее величества Погоды. А она — дама капризная.

Лучший способ объективно оценить свой полет — сравнить его с другими. Такую возможность дают соревнования. Если в одно время по одному маршруту летит 100 крыльев, если ты пролетел 10-15 км, а 60-70 человек — не меньше 50, значит, ты в чем-то ошибся и тебе есть чему поучиться у улетевших пилотов.

***

Когда новичок впервые приезжает на парапланерные соревнования, он горд и счастлив от самого факта своего в них участия, он догадывается, что шансов занять первое место у него немного, но, тем не менее, согревает в глубине души надежду: «а вдруг получится...». Реальность оказывается прозаичнее, и место в итоговом протоколе соревнования часто получается пусть не самым первым, но в первой десятке. Ммм... С хвоста. Среди таких же новичков-перворазников. Но, тем не менее, человек получает очень ценный опыт. Дело в том, что соревновательный режим полетов сильно отличается от того, как новичок летал раньше. Главное отличие — в самой постановке задачи, когда лететь нужно не куда хочется, точнее, — куда можется, а по маршруту, однозначно определенному судьями.

Ты сидишь на старте. Ветер почти запредельный. Элементарно страшно, так как в такую погоду ты раньше никогда не летал. А лететь надо. Старт открыт. Спортсмены-профи взлетают и уходят на маршрут. Ты решаешься и взлетаешь. Сразу же аксель, чтобы отойти от горы. Крыло швыряет из стороны в сторону. Дрожать-бояться некогда. Организм включается в работу, и параплан, подхваченный мощным восходящим потоком, начинает набирать высоту...

Бывает иначе. Поставлена задача на дальний маршрут, а погоды нет. Все сидят на старте и ждут. Солнце. Жара. Штиль. И тут вдруг какое-то легкое малопонятное шевеление. Неожиданно в воздух разом взмывает полтора-два десятка парапланов. Ты рвешься за ними, но у тебя по закону подлости стропа запуталась. Скорее распутываешься. Стартуешь. Летишь туда, где народ набирает высоту. А там уже ничего нет. Поток ушел. Старательно обкручиваешь нолики и в конце концов проваливаешься вниз. Поднимаешь глаза, а над тобой на высоте за 1000 м несколько парапланов уходят на маршрут... Значит, погода все-таки есть. Значит, скорее собрать свой параплан и бегом в гору на старт.

И снова жара и штиль. Снова напряженное ожидание, но солнце уже клонится к закату, и ее величество Погода, кажется, действительно кончилась. До закрытия стартового окна осталось совсем чуть-чуть. Ты никуда не улетел, и остается только печально сгрузиться в лагерь. Старт. Взлет. Пошел. Вот уже посадочная площадка. Пора начинать расчет на посадку.

И тут вдруг какое-то робкое колыхание крыла и короткий неуверенный писк варика. Случайный пузырь или поток? Терять нечего, хуже не будет. Виток спирали. На вариометре ноль. То есть идем без снижения. Надо работать. А вдруг получится? Нолик переходит в резкий минус. Однозначно поток, но ты из него вывалился. Протягиваешь виток спирали, как учили на теории. Вариометр взвизгивает. Заброс до плюс трех. Организм мгновенно включается. Поток!!! Центрую!!! Краем глаза наблюдаю с десяток крыльев, разом сорвавшихся со старта. Уверенные плюс два. Предпосадочные 100 метров высоты превращаются в 200, затем в 300. Внизу каша из куполов. Кто-то набирает высоту вслед за тобой, кто-то уже провалился и сел. Ты выше всех. У тебя уже 500 и уверенный плюс на приборе. Неужели получится улететь? И тут вдруг все как обрезало. То ли поток кончился, то ли ты его безнадежно потерял. Однако 600 м высоты есть. Терять нечего. Пробуешь уйти. Ну хотя бы за Эль нулевое... А может быть будет еще поток?... Нет. Ничего нет. Эль нулевое не взято. Расчет на посадку и приземление в 4-х км от старта.

А вечером за ужином — вдруг навалившаяся дикая усталость и рассказы пилотов из финишировавшей передовой группы, которые наперебой вспоминали, что погода была супер, что держало везде, что лететь можно было куда угодно. Ты задавал вопросы, с благодарностью слушал ответы и старался понять свои ошибки.

Ну и что, что сегодня улететь не получилось?! Зато какая школа, сколько узнал нового. И днем на полетах. И особенно вечером в разговоре с мэтрами. Можно наметить стратегию, как лететь завтра, чтобы если не победить, то хотя бы постараться несильно отстать от лидирующ