1. Главная
  2. Блог
  3. Основы аэродинамики
  4. Составляющие аэродинамического сопротивления. Понятие индуктивного сопротивления крыла

Составляющие аэродинамического сопротивления. Понятие индуктивного сопротивления крыла

Коэффициент аэродинамического сопротивления Cx имеет три составляющих: сопротивление давления, трения ииндуктивное сопротивление.

Сопротивление давления определяется формой профиля. Сопротивление трения зависит от шероховатости обтекаемых поверхностей.

Давайте рассмотрим подробнее индуктивную составляющую. При обтекании крыла над верхней и под нижней поверхностями давление воздуха разное. Внизу больше, наверху меньше. Собственно, это и определяет возникновение подъемной силы. В «середине» крыла воздух течет от передней кромки к задней. Ближе к законцовкам картина обтекания меняется. Воздух, стремясь из зоны повышенного давления в зону пониженного давления, перетекает из-под нижней поверхности крыла на верхнюю через законцовки. Поток при этом закручивается. За концами крыла образуются два вихря. Их часто называют спутными струями. Энергия, затрачиваемая на образование вихрей, и определяет индуктивное сопротивление крыла (смотри рис. 40).

Рис. 40. Образование вихрей на законцовках крыла

Рис. 40. Образование вихрей на законцовках крыла.

Сила вихрей зависит от размеров, формы крыла, разницы давлений над верхней и под нижней поверхностями. За тяжелыми самолетами образуются очень мощные вихревые жгуты, которые практически сохраняют свою интенсивность на дистанции 10-15 км. Они могут представлять опасность для летящего сзади самолета, особенно когда в вихрь попадает одна консоль. Эти вихри можно легко увидеть, если понаблюдать за приземлением реактивных самолетов. Из-за большой скорости касания посадочной полосы колесная резина горит. В момент приземления за самолетом образуется шлейф пыли и дыма, который мгновенно закручивается в вихрях (смотри рис. 41).

Рис. 41. Образование вихрей за приземляющимся истребителем Су-37

Рис. 41. Образование вихрей за приземляющимся истребителем Су-37.

Вихри за сверхлегкими ЛА (СЛА) намного слабее, но тем не менее ими нельзя пренебрегать, так как попадание параплана в подобный вихрь вызывает тряску аппарата и может спровоцировать сложение купола.

Существует несколько способов уменьшения индуктивного сопротивления:

Увеличение удлинения крыла уменьшает площадь областей крыла, «работающих» на создание вихрей. Наверное, вы замечали, что все птицы-парители имеют крылья с весьма значительным удлинением (смотри рис. 42).

Рис. 42. Паритель

Рис. 42. Паритель.

Установка концевых шайб затрудняет процесс перетекания воздуха через законцовки и, таким образом, уменьшает индуктивное сопротивление.

Концевые шайбы — это обычно расположенные вертикально плоскости, устанавливаемые на законцовках консолей (смотри рис. 43).

Рис. 43. Уменьшение индуктивного сопротивления с помощью концевых шайб

Рис. 43. Уменьшение индуктивного
сопротивления с помощью концевых шайб.

  • Отрицательная крутка крыла.

Уменьшение углов атаки на законцовках консолей уменьшает разницу давлений на законцовках и, следовательно, интенсивность образования вихрей. Однако необходимо отметить, что в парапланеризме этот способ не применяется, так как существенно уменьшает стабильность купола.

Источник статьи: http://firstep.ru/kulp/theory/lection-01-08.php

+7(499)553-04-33
Консультации по выбору парапланов