При обтекании воздушным потоком горного хребта или холма воздух, преодолевая возникшее на его пути препятствие, начинает подниматься вверх. Эта область называется ДВП.
Рис. 114. Вечерние полеты в ДВП у горы Юца под Пятигорском.
ДВП может существовать, только когда дует ветер и только около препятствий, заставляющих обтекающий их воздушный поток подниматься вверх. С точки зрения удобства выполнения полетов ДВП хорош тем, что наличие восходящего потока можно легко определить по наличию склона и дующего на него ветра. На заре дельтапланеризма в начале 70-х годов первые длительные полеты могли выполняться только в ДВП, так как летные характеристики первых дельтапланов не позволяли вести поиск и обработку термических потоков. Тогда же регистрировались первые рекорды длительности пребывания в воздухе.
Первый рекордный полет продолжительностью в 1 час 4 минуты был зарегистрирован 6 сентября 1971 г. в Калифорнии. Он был выполнен американцем Дэйвом Килборном. А в сентябре 1974 г. Харви Мелчер на Гавайских островах парил уже почти сутки — 20 часов 47 минут. Максимальная же зарегистрированная длительность парящего полета над океанским побережьем составила 32 часа.
Возможность выполнения полетов такой продолжительности объясняется тем, что дующие над океаном ветры исключительно стабильны и совместно с Гавайскими вулканическими склонами обеспечивают длительно действующий и спокойный восходящий поток. Когда время висения в подобном потоке стало определяться уже не мастерством пилота и летными характеристиками аппарата, а простой человеческой выносливостью, интерес к таким рекордам пропал. Сейчас парение в ДВП рассматривается лишь как удобное место для поиска термических потоков, как стартовая точка маршрутного полета.
При обтекании холма или хребта с наветренной стороны холма воздух поднимается, образуя ДВП. Над вершиной скорость потока несколько возрастает. За холмом воздушный поток опускается, часто закручиваясь при этом в мощный вихрь, называемый подгорным ротором (смотри рис. 115).
Рис. 115. Схема обтекания холма воздушным потоком.
1 — невозмущенный поток. 2 — зона парения.
3 — ускорение воздушного потока над вершиной.
4 — подгорный ротор. 5 — восходящий поток в подгорном роторе.
Напомним причину ускорения воздушного потока над вершиной. В курсе аэродинамики рассказывалось о том, что при уменьшении площади сечения изолированной струйки газа скорость потока в ней возрастает. Именно это происходит и над вершиной. На рис. 115 хорошо видно, как вершина горы поджимает поток.
Ощутимое ускорение воздушного потока над вершиной возникает при скорости ветра свыше 5-6 м/с. Из-за ограниченности скорости параплана при парении в ДВП следует с определенной осторожностью приближаться к вершине холма для того, чтобы аппарат не был снесен в подгорный ротор.
Восходящий поток в подгорном роторе может возникнуть у холмов значительной высоты с достаточно крутыми склонами. При скорости ветра над вершиной 10-20 м/с внизу, у основания подветренной стороны холма она может быть 2-3 м/с в обратную сторону.
Полеты на подветренной стороне холма чрезвычайно опасны!
При удалении от склона аппарат неизбежно попадет в мощнейший нисходящий поток подгорного ротора который сначала сложит крыло, а затем бросит его вниз на камни.
ДВП образуется у склонов холмов. Его форма и зона действия определяются формой, размерами склона и направлением ветра. Для определения зоны действия ДВП достаточно представить себе схему обтекания склона. Если склон низкий и пологий, то и зона парения будет низкой и широкой. На высоком и крутом склоне ДВП также вытянут вверх (смотри рис. 116).
Рис. 116. Зоны ДВП на крутом и пологом склонах.
При обтекании узкого холма воздух, почти не поднимаясь, обходит его с боков. Интересная картина наблюдается на изрезанных оврагами склонах. Огибая выступы, воздух устремляется в ложбины и по ним поднимается вверх. В результате над выступами восходящий поток если и есть, то слабый, а основной набор высоты происходит над ложбинами. Однако при выпаривании над изрезанным склоном, ни в коем случае не следует заходить внутрь ложбин. Цепляясь за неровности грунта и растущие там кусты, воздух в ложбинах сильно турбулизируется. Это чревато сложениями крыла, что вдвойне опасно по причине близости склона (смотри рис. 117).
Рис. 117. Обтекание узкого холма и склона, изрезанного оврагами.
Если ветер дует вдоль склона, то зона парения резко сужается. Неровности грунта и кусты турбулизируют поток воздуха и существенно затрудняют пилотирование. Учебные полеты на парение в ДВП в таких случаях не проводятся.
Источник статьи: http://firstep.ru/kulp/theory/lection-04-09.php