Цель
Отработка техники восстановления купола параплана в случае несимметричного подворота (НП) при полете в условиях турбулентности.
Условия
Ветер до 5 м/с, ровный, встречный. Склон от 50 до 70 метров, ровный, открытый.
Выполнение
Выполнить взлет и перевести параплан в режим установившегося планирования. На удалении от склона не менее 30 метров приступить к отработке выполнения несимметричного подворота (НП).
01. Исходное положение перед | 02. Начало выполнения упражнения. |
Медленным движением руки вниз подвернуть одно «ухо» параплана.
03. Передняя кромка левой |
04. Скорость снижения параплана |
ВНИМАНИЕ
Если движение руки, подворачивающей «ухо» параплана, будет энергичным, то площадь сложившейся части купола может оказаться недопустимо велика. Расправление крыла в подобной ситуации станет для начинающего пилота трудновыполнимой задачей. На данном этапе обучения задача исследования поведения параплана в условиях глубокого НП не ставится. Нужна лишь имитация НП для отработки техники восстановления купола в случае НП при полете в условиях турбулентности.
Сразу же после подворота «уха» пилот должен компенсировать вращение крыла перемещением в подвесной системе под «сохранившуюся» часть купола и далее с помощью поджатия клеванты с той же стороны купола.
05. Пилот компенсирует несимметричность |
06. Появилось скольжение |
07. Параплан продолжает |
08. Пилот переносом веса в подвесной |
Расправление подвернутой части купола осуществляется путем энергичной прокачки. Движение прокачивающей клеванты строится от положения клеванты, компенсирующей вращение параплана. В момент расправления купола прокачивающая клеванта должна находиться на одном уровне с клевантой — компенсатором вращения. После расправления купола пилот должен переместиться в центр подвесной системы и восстановить скорость параплана плавным подъемом клевант в верхнее положение.
09. Начало расправления | 10. Крыло почти расправилось. |
11. Завершение расправления консоли. |
12. Прямолинейный полет восстановлен. |
ВНИМАНИЕ
При преждевременном подъеме клевант может произойти клевок с разворотом в сторону подвернутой части купола. Величины потери высоты в клевке и угол разворота зависят от глубины подворота купола и типа параплана. При подвороте купола на 40-50% площади потеря высоты в клевке может составить 7-15 метров, а угол разворота — 40-70 градусов. Клевок гасится кратковременным энергичным поджатием клевант на время движения купола вперед и вниз.
Задание считается выполненным, если при выполнении упражнения параплан не изменяет направление полета и выходит из НП без клевка.
По мере отработки техники расправления купола с учетом уровня подготовленности пилота и его психологическим состоянием постепенно увеличить глубину подворота, но не более, чем до 50% площади купола.
ПРИМЕЧАНИЕ
При глубоком НП возможно появление скольжения параплана в сторону неподвернутой части крыла.
Источник статьи: http://firstep.ru/library/instructor/podvorot/podvorot.php